Верхоглядова Арина

Чидигова Элина

Мы очень любим свой город. Он молод, красив, идет в ногу со временем. Но для того, чтобы он всегда был таким, нужна наша поддержка. Поддержка его жителей, от самых маленьких до взрослых людей.

Мы знаем, что города задыхаются от плодов собственной жизнедеятельности. Исправление этой ситуации, улучшение экологической обстановки – в руках самих горожан. Но потребность иметь чистый город заложена в каждом человеке. Для ее реализации нужен человек, обладающий горящим сердцем и неравнодушием. Ведь на призыв участвовать в природоохранной программе откликается каждый второй.

Мы неравнодушны к экологическим проблемам нашего города и делаем все возможное, чтобы их предотвратить. Так, в первую очередь, нас волнует проблема загрязнения окрестных городских лесов. Совместно с нашим учителем географии Трусовой Натальей Владимировной с 2013 года реализуем проект «Чистый лес – уютный город». За это время нами по несколько раз в год проводятся экологические акции по очистке близлежащих лесных массивов от мусора «Эко-бум», «Битва мешков», «Чистый город Фестивальный». Мы привлекаем к этому наших одноклассников, учеников других классов, родителей и учителей. Вдумайтесь в цифры: объемы \ количество убранного мусора за 4 года составило 1040м³ (1040 контейнеров)!

Наш город Когалым делится на левобережную часть (поселок Фестивальный) и правобережную городскую часть, находится практически в лесной зоне. Горожане семьями посещает пригородное лесное пространство в будни и праздники. Проблема в том, что после них остается большое количество мусора. В связи с этим, создается угроза биоразнообразию сибирских лесов, теряется их уникальность, сокращаются ареалы редких растений. Совместно с единомышленниками мы обнаружили ареал редкого для нашего края растения из семейства Орхидные ятрышника пятнистого (пальчатокоренника) и немногим увеличили его путем размножения в домашних условиях и последующей высадкой.

Мы написали несколько научно-исследовательских работ, касающихся сохранения биоразнообразия нашего округа. Наш руководитель – наш идейный вдохновитель - с детства увлечена ботаникой, училась в институте на биологическом отделении и буквально бредила систематикой растений и флористикой. Это увлечение она пронесла сквозь годы и вдохнула в нас.

Мы принимаем участие во многих конкурсах и конференциях. Так, 01 марта 2017 года на региональном этапе Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо» мы представили работу «Лихенофлора и лихеноиндикация в городе Когалыме» и получили I место. Работа «Бриофлора окрестностей города Когалыма» на региональном этапе Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ имени Д.И.Менделеева заняла 2 место. К защите данных проектов мы выпустили красочные буклеты, которые раздали учащимся и жителям нашего города.

Очень интересной, на наш взгляд, оказалась работа с систематизацией растений болот «Исследование болотных микроландшафтов: оценка болот и анализ флоры». Считается, что систематика – основа всех биологических наук. Мы научились собирать гербарий, определять семейства растений, распределять растения по семействам, определять растения с помощью определителя флоры средней полосы европейской части России Маевского П.Ф. и определителя растений Среднего Поволжья Благовещенского В.В.

В результате проведенных нами исследований по инвентаризации флоры болот Когалымского региона выявлено 63 вида высших сосудистых растений. Также выявлены следующие группы растений: обычные: 45 (70%), редкие: 18 (30%), бореальные - встречающиеся в зоне северных хвойных лесов - 28 (42%). Занесенных в Красную книгу ХМАО-Югры - растений, находящихся под угрозой исчезновения - 11 (23%).

Наша гипотеза исследования - если предложить рациональные направления сохранения уникальных в своем роде водных объектов Когалымского региона, то возможно сохранение Когалымского региона в качестве резерва — заповедной территории сложной взаимосвязанной системы гидрографических объектов бассейна Карского моря Северного Ледовитого океана – подтвердилась.

Мы предложили следующую программу:

  • Любое решение об эксплуатации болота может быть принято только на основе выбора из различных возможностей использования данного болота.
  • Разрешенная эксплуатация болот должна проводиться так, чтобы повреждения были минимальными.
  • Болота трансформируются под влиянием мелиорации, дренажа и добычи торфа. Выдвигаем предложения по выделению специализированных болотных территорий различного охранного статуса.
  • Немалое количество лекарственных, редких растений произрастает на болотах. Болота – это ещё и заповедные территории.

На городской научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее» наша работа заняла 2 место, стала победителем регионального этапа Российского национального конкурса водных проектов старшеклассников и приняла участие во Всероссийском конкурсе водных проектов старшеклассников в городе Москве, где представляла работу Верхоглядова Арина.

Также мы принимаем участие в нашей творческой лаборатории. Участниками лаборатории являются ученики 9-х классов – Чидигова Элина, Верхоглядова Арина, Гафтонюк Юлия, Глызина Евгения, Боровских Диана, Челольян Эсмиральда, лаборант Сойникова М.В.

Благодаря работе лаборатории, участники Глызина Евгения, Боровских Диана, Челольян Эсмиральда защитили работу «Снег как индикатор загрязнения атмосферного воздуха в г.Когалыме» на городском конкурсе «Время проектов», на городской научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее» и заняли 1 и 2 места соответственно. А мы приняли участие в акции «Памятка автомобилисту», где раздавали листовки водителям автотранспорта с разъяснениями о том, что нужно сделать, чтобы сохранить чистой атмосферу.

Совместно с нашим руководителем за годы существования проекта в рамках региональной экологической вахты и Международной экологической акции «Спасти и сохранить» мы участвовали в мероприятиях: «Реализация идей эколого-этнографического воспитания школьников на примере мероприятия «Литературный эко-квартирник «Югра и Дети», в окружном семинаре «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа», в виртуальном музее «История ХМАО – история России», «Школа-лаборатория естественных наук как фактор развития практико-ориентированных способностей школьников», где в качестве гостей выступили учащиеся, родители, жители города, социальные партнеры.

За время существования проекта «Чистый город Когалым» с 2013 года совместно с единомышленниками нами:

  • приведено в порядок 3,6 га придомовой и пришкольной территории,
  • озеленено площадь территорией в 6,8 га,
  • ежегодно проводили декоративную стрижку газонов и кустарников на территории в 8 га,
  • высажено около 700 цветов (бархатцы, майник двулистный, ландыши, водосбор, астры), около 100 кустарников (шиповник, рябина) и около 500 деревьев (рябина, кедр, сосна).

Развитие экологической культуры позволяет учащимся мыслить научно, логично, диалектически, творчески, способствует переходу эколого-значимых знаний в отношения к природе, вызывает у них глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувство удовлетворенности и уверенности в своих возможностях и силах в решении проблем, сохранения народов Севера и природопользования. Самостоятельно "открытые" истины становятся личностно значимыми и выступают ведущими в эколого-оправданной деятельности. В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать различные ситуации взаимодействия человека и природы, видеть характер эколого-ценностных ориентаций и находить правильный ответ.

В этом учебном году совместно с классными руководителями 6-х классов – Амин Н.А., Лычковской Н.А., Синько Е.А., заместителем директора по УВР Фокиной Н.И., Трусовой Н.В. организовали работу над этно-экологическим проектами на тему «Палитра красок угорских народов». В конкурсе приняли участие все ученики 6-х классов – 133 человека, 6 родителей, 12 учителей. Защищено 58 проектов на темы: «Особенности истории кухни ханты и манси», «Литературное краеведение», «Особенности костюма, традиционная и праздничная одежда», «Основные виды жилищ народов ханты и манси». Получено 27 первых мест, 18 – вторых, 13 – третьих мест.

В результате ребята познакомились с вышеуказанными темами, им очень понравилась данная работа. Данный проект имел положительный социальный успех.

Результаты реализации нашей социальной работы в области экологии будут эффективны и успешны в том случае, если:

  • используются принципы командной работы: уважение ко всем членам команды, взаимопонимание, искренность. Готовность к взаимопомощи, равноправное участие всех членов нашей экологической команды, ответственность за результаты общей работы, соблюдение приоритетности участия членов команды в решении конкретных задач;
  • 100% уровень удовлетворенности качеством реализации проекта со стороны жителей;
  • успешное сотрудничество с социальными партнерами, его положительный социальный эффект.
  • вовлечение до 80% жителей в природоохранную и лесовосстановительную работу, организация волонтерского движения,
  • создание и реализация практико-ориентированных проектов, направленных на восстановление ареалов редких растений, сохранение биологического разнообразия уникальных лесов сибирского города,

Мы будем продолжать нашу работу и дальше под девизом: «Если каждый внесет свою лепту, то наша планета будет вне опасности!»