​4 марта 2020 года в школе прошел семинар

«Приемы смыслового чтения на уроках математики, информатики и физики,

как способ формирования УУД учащихся»

Открыла семинар директор школы - Наливайкина Т.А.

Заместитель директора по УВР Рыжова А.А. выступила с темой «Смысловое чтение как средство формирования УУД учащихся в рамках реализации ФГОС». Отметила, что большую роль в формировании познавательных универсальных учебных действий отводят математике, физике и информатике. Решение задач, как никакая другая форма учебной деятельности, организует возможности для умственного развития обучающихся, создает условия для усвоения наибольшего количества знаний, самовыражения. Самими сложными видами заданий являются текстовые задачи. Почему? Потому что дети не умеют вчитываться в текст, не видят нужную информацию, боятся текста с непонятным содержанием. Поэтому учитель должен научить ученика: осмысленно читать текст, воспринимать на слух текст задания;уметь извлекать информацию из текста и анализировать её; уметь критически оценивать данную информацию; уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения. Для этого учитель в своей работе должен применять различные приемы смыслового чтения.

Маковская О.М., учитель математики, рассказала присутствующим коллегам о структуре ВПР по математике. Отметила, что наиболее сложными для учеников являются задачи практического характера - задачи на движение , совместную работу и задачи, содержащие большой,объёмный текст,решаемые арифметическим способом. Рассмотрела один из приёмов развития смыслового чтения, который помогает учащимся провести анализ содержания задачи- составление краткой записи условия задачи. Показала способы составления краткой записи задачи.

Сергеева О.В., учитель математики говорила о новой структуре контрольно-измерительных материалов основного государственного экзамена. С 2020 года в КИМ внесены новых 5 практико-ориентированных задач и это создало для учителей определенные затруднения: детям тексты задач не привычны, таких заданий в учебнике нет. Наибольшие затруднения при  решении учащимися практико-ориентированных задач возникают на этапе осмысления и выделения необходимой информации из текста, а также на этапе интерпретации полученного результата и здесь учителю помогают прежде всего приемы смыслового чтения. Участникам семинара были показаны фрагменты уроков математикив 9 классе с решением новых заданий с использованием приема смыслового чтения «Ключевые слова».

Амин Н.А., учитель математики познакомила присутствующих с приемом смыслового чтения «Кластер». Рассмотрела алгоритм создания кластера, в чем основные преимущества кластеров, варианты применения кластеров на уроках математики и как осуществляется оценивание кластеров. Отметила, что эта методика удобна для преподавателя тем, что кластеры можно применять на любом этапе изучения темы. В заключении участникам семинара был предложен материал- памятка по составлению кластера. Завершилось выступление просмотром видеоролика о кластерах, снятого учениками.

Новолодская Л.В., Панченко И.А., учителя математики, работающие в 10-11 классах,выступили по теме «Приемы смыслового чтения при подготовке к ЕГЭ по математике». Для подготовки учащихся к ЕГЭ приходится применять различные приёмы и находки. Старшеклассники- будущие студенты, им необходимо читать много литературы, поэтому на уроках можно использовать такой прием смыслового чтения как "Инсерт" - пометки на полях. Этот приём даёт возможность быстро ориентироваться, что нужно помнить, что узнал нового и где возникли вопросы. Приём 'Ромашка Блума" или "Ромашка вопросов и ответов" применяется при повторении материала по темам при подготовке к итоговой аттестации. Ромашка состоит из 6 лепестков разного цвета, каждый цвет обозначает свой вид вопросов: белый (простые вопросы), жёлтый (уточняющие), синие (интерпретационные), зелёные (практические), красные (оценочные), т.е. 6 вопросов, которые можно задать - 6 ответов, на которые нужно ответить, или наоборот. Новолодской Л.В. был проведен мастер-класс с участниками семинара «Ромашка Блума» по теме «Логарифмы».

Панченко И.А. отметила, что к ключевым направлениям формирования умения работы с текстомв X – XI классах относятся:

  • работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами и графиками, диаграммами)
  • использование новой теории в различных учебных и жизненныхситуациях
  • конспектирование новой темы.

В работе со старшекассниками можно использовать приемы смыслового чтения:

«Составление краткой записи условия задачи». При составления краткой записи условия задачи возможно использование графических моделей: рисунков, схем, чертежей, схематических чертежей, таблиц.

Прием «Ключевые слова» позволяет проверить усвоение новых понятий и перенос знаний в новую ситуацию.

Прием«Перенос информации в таблицу, схему»: преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы.

При применении приемов смыслового чтения учащиеся погружаются в условие задачи и более осмысленно подходя к ее решению. Кроме того,  при переходе с одного приема на другой меняется режим работы мозга. А это позволяет предупреждать утомляемость и приводит к развитию когнитивных (мышление, пространственная ориентация, понимание, вычисления, речь, способность рассужать) способностей учащихся.

Казаева К.В., учитель физики поделилась с участниками семинара опытом работы по применению приемов смыслового чтения с текстами естественнонаучного содержания. Показала, как в своей работе применяет приемы«Построении графических схем», «Ромашка Блума», «Вопросы к тексту».

Фарахова Е.Ю., учитель физики говорила, что на уроках физики учащиеся участвуют в процессах передачи, получения, обработки, представления информации. Любая задача по физике – требует навыков смыслового чтения. Остановилась на следующих приемах смыслового чтения, которые использует в своей деятельности: прием – перекодирование информации (представление информации из текста в график или таблицу и наоборот).

Чтобы научить ребенка «проникать» в текст задачи, очень хорошо помогает прием «Вопросы к тексту». Отвечая на вопросы, учащиеся находят путь к решению задачи.

Приём «Верные и неверные утверждения» позволяет сформироватьумение работать с информацией, сравнивать ее, анализировать, оценивать, находить факты в тексте, обобщать и применять на практике, позволяет научить ребенка самостоятельности в рассуждениях. Данный прием можно использовать на этапе повторения пройденного материала.

Прием «Составление алгоритма действий». При выполнении задания на составление алгоритма действий применяется стратегия «РАФТ».

Р – роль. То есть, от чьего имени вы будете писать?

А – аудитория. Кому вы будете писать?

Ф – в какой форме вы будете писать (ИНСТРУКЦИЯ, анекдот, рассказ, диалог, эссе).

Т – тема. На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?

К форме написания алгоритма, дети подходят творчески.

Все перечисленные приемы работы с текстом на уроке позволяют создавать условия для формирования универсальных учебных действий.

Полукарикова А.С., учитель информатики, продолжая разговор о заданиях с элементами смыслового чтения, подчеркнула, что  мы педагоги должны стать создателями новых педагогических ситуаций, заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности, повышающих качество образования. Она подчеркнула, что понятие – это база для дальнейшего успешного освоения учебного материала.  И предложила несколько примеров заданий на формирование понятийного аппарата, таких как осмысление нового понятия, через работу с определением.

В рефлексии семинара было отмечено, что цель семинара достигнута. Педагоги,участники семинара, отметили высокий уровень подготовки выступлений с включением фрагментов уроков, материалов для практического использования.