​Наставник: быть или не быть?»:реализация программы наставничества в МАОУ СОШ № 7

Трансформация в рамках национального проекта «Образование», происходящая в сфере образования в нашей стране сегодня, серьезно поддерживается государством. И это означает, что государство готово поддерживать и развивать инициативы, связанные с наставничеством. Перед всеми образовательными организациями стоит задача выстроить программу наставничества, но, зачастую, нет понятных стратегий и пошаговых инструкций того, как это можно сделать. Как работает наставничество в формате педагогической технологии? Как запустить программу наставничества у себя в образовательной организации? Каких реальных образовательных и воспитательных результатов можно достигнуть с помощью наставничества? Какие методические материалы можно использовать для развития программы наставничества и обучения наставников? Вопросов много, а ответов пока нет.

Наставничество в данном контексте рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени. Примечательно, что сейчас в образовательном учреждении не только педагог выступает в роли наставника. В методологии наставничества речь идет о нескольких формах; «Учитель–учитель» (в категории наставляемых здесь могут быть молодые педагоги, вновь прибывшие, а наставниками - педагоги имеющие определенные компетенции вне зависимости от стажа и возраста), «Учитель –ученик» (наставляемые - трудные или одаренные дети), «Ученик –ученик» (наставником может быть старшеклассник), «Выпускник –ученик», «Родитель–ученик» и «Работодатель - ученик». Со всеми этими формами в МАОУ СОШ № 7 начали работать в этом учебном году.

В начале октября наставники школы собрались на бизнес-ланч, чтобы ответить на главный вопрос: «Наставничество: быть или не быть?». Директор школы Т.А. Наливайкина, завуч-куратор Н.В. Рослова и педагоги встретились онлайн на платформе ZOOM. Вначале все вместе обсудили притчу «Пища для ума». Далее, работая в творческих группах, участники дали определение наставничеству, рассмотрели возможности наставнической среды, выделили доверие как основу наставничества и рассмотрели принципы доверия. Нашли ответ на вопрос: «Критиковать или хвалить?». Была представлена и оценена по достоинству коучинговая модель «Гамбургер» (автор Ольга Рыбина, коуч). В ходе бизнес-ланча участники узнали рецепт наставничества, где основными ингредиентами в разных пропорциях были эмпатия, забота, открытость, терпеливость, толерантность и веселье. А в завершении педагоги выполнили упражнение «Салфетка»,

которое доказало, что сила - в команде. И наш клуб наставников - пример этому!

Мы уверены, что реализация программы наставничества позволит нашей школе повысить интерес учащихся к обучению, будет содействовать сплочению коллектива, сближению с родителями и повышению рейтинга школы.

Руководитель инновационной площадки «Реализация программы наставничества» МАОУ СОШ № 7 Татьяна Станкевич