Аналитическая справка о проведении городского семинара-практикума

«Преемственность между ДОУ и школой в вопросах развития речевых умений детей как одно из условий обеспечения качества образования»

Городской семинар-практикум «Преемственность между ДОУ и школой в вопросах развития речевых умений детей как одно из условий обеспечения качества образования» проходил на базе МАОУ СОШ №7 21 ноября 2019г. Организаторами семинара стали: заместитель директора по УВР МАОУ СОШ №7 Фокина Н.И., учитель- логопед Теребило Т.В., педагог-психолог Волкова Л.В.

Цель: создать единое педагогическое пространство для обмена педагогическим опытом и повышением профессиональной компетентности и мастерства педагогов детского сада и начальной школы по развитию речевых умений детей.

Задачи:

  • Выявить проблемы развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Раскрыть технологии и приемы работы по развитию речевых умений детей
  • Определить содержание и наиболее эффективные пути развития речевых умений и навыков.

Целевая аудитория: учителя начальных классов, воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, методисты из дошкольных учреждений.

В работе семинара приняли участие 45 педагогических работников:

Образовательная организация

ФИО

Должность

МАДОУ «Цветик-семицветик»

Эминова Л.А.

старший воспитатель

МАДОУ «Цветик-семицветик»

Романюк О.В.

старший воспитатель

МАДОУ «Цветик-семицветик»

Гончаренко Е.Д.

педагог-психолог

МАДОУ «Цветик-семицветик»

Янтурина Э.Ф.

воспитатель

МАДОУ «Цветик-семицветик»

Корсакова Т.В.

воспитатель

МАДОУ «Цветик-семицветик»

Каменчан О.А.

воспитатель

МАДОУ «Буратино»

Лощилова О.Н.

педагог-психолог

МАДОУ «Буратино»

Кокырлэ Т.А.

учитель-логопед

МАДОУ «Буратино»

Андреева С.П.

воспитатель

МАДОУ «Золушка» (корпус «Росинка»)

Бредун И.В.

заместитель заведующей

МАДОУ «Золушка» (корпус «Росинка»)

Джанболатова Н.Г.

воспитатель

МАДОУ «Золушка» (корпус «Росинка»)

Аминева Н.Р.

воспитатель

МАДОУ «Золушка» (корпус «Росинка»)

КрушельницкаяТ.Г.

старший воспитатель

МАДОУ «Сказка»

Бунина Л.В.

старший воспитатель

МАДОУ «Сказка»

Павлова Г.Н.

учитель-логопед

МАДОУ «Сказка»

Люфт Е.П.

воспитатель

МАДОУ «Сказка»

Утемова Н.Ю.

воспитатель

МАДОУ «Сказка»

Батыршина Л.А.

воспитатель

МАОУ СОШ №1

Нафикова А.Р.

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №1

Петрова Л.А.

учитель начальных классов

МАОУ «Средняя школа №3»

Никулина Д.Е.

учитель начальных классов

МАОУ «Средняя школа №5»

Петрова О.В.

заместитель директора по УВР

МАОУ «Средняя школа №5»

Ишбулатова В.Я.

учитель-логопед

МАОУ «Средняя школа №6»

Ряполова И.С.

учитель начальных классов

МАОУ «Средняя школа №6»

Иващенко И.И.

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №7

Фокина Н.И.

заместитель директора по УВР

МАОУ СОШ №7

Рослова Н.В.

заместитель директора по УВР

МАОУ СОШ №7

Бирюк Р. В.

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №7

Филиппова Н. В.

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №7

Вовк О.И.

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №7

Комиссарова О.Н.

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №7

Кокотеева Л.С.

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №7

Маяцкая О.В.

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №7

Попова Т.В.

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №7

Пушкарь Т.И.

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №7

Карасева М.Н.

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №7

Старикова Т.Н

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №7

Магомедова М.Х.

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №7

Климова И.В.

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №7

Овсянникова И.С.

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №7

Пшенищная Н.Е.

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №7

Волкова Л.В.

педагог-психолог

МАОУ СОШ №7

Вербицкая Е.С.

педагог-психолог

МАОУ СОШ №7

Теребило Т.Н.

учитель-логопед

МАОУ «Средняя школа №8»

Сапогина С.Ю.

учитель начальных классов


Со вступительным словом по теме «Преемственность между ДОУ и школой в вопросах развития речевых умений детей как одно из условий обеспечения качества образования» выступила Фокина Н.И., заместитель директора по УВР МАОУ СОШ №7, которая отметила, что под понятием «преемственность» подразумевают и учет речевого развития, и формы обучения и воспитания.

Программа детского сада создает перспективы для развития детей в школе. Она имеет преемственные связи с программой по русскому языку в начальных классах. В детском саду формируются такие качества устной речи, которые получают дальнейшее развитие в первом классе школы. Богатый словарь, умения ясно и точно выражать свои мысли, избирательно и сознательно пользоваться языковыми средствами являются предпосылками успешного обучения русскому языку и овладения всеми учебными предметами.

Преемственность в содержании речевого воспитания в различных возрастных группах должна проявляется в постепенном усложнении задач развития речи и обучения родному языку.

Учитель- логопед Теребило Т.В. ознакомила из опыта работы с технологиями и приемами работы по развитию речевых умений детей.

Педагог-психолог Волкова Л.В., представила выступление по теме «Проблемы развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста», провела анализ речевого развития в соответствии с возрастом детей. В выступлении были представлены результаты диагностического обследования. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст и школьный период. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих усложняющих знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности. Развитие речи ребенка не стихийный процесс. Он требует постоянного педагогического руководства.

Учителя начальных классов Пушкарь Т.И. и Попова Т.В. в своих докладах отметили, что и в раннем возрасте и в школьный период логично начинать работу по развитию речи ребенка с лексического уровня. Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтому словарная работа тесно связана с познавательным развитием. Вниманию педагогов была предложена таблица, в которой проведена параллель работы над словом в детском саду и школе. Виды работы совпадают. Отличается тем, что в детском саду используются более простые приемы, больше наглядности, работа проводится без употребления терминов (синонимы, антонимы и так далее) В начальной школе работа усложняется.

Чрезвычайно важна произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое проговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить и читать выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями. И выразительность, и ясность речи предполагают ее чистоту – отсутствие лишних слов, просторечий и выражений.

В практической части семинара были представлены 4 открытых урока и 1 внеурочное занятие.

В практической части семинара были представлены 4 открытых урока и 1 внеурочное занятие:

  • учитель 1-и класса Бирюк Р.В. - урок обучения грамоте «Гласные э-е, их работа»,
  • учитель 1-в класса Филиппова Н.В. - урок обучения грамоте «Согласная буква к»,
  • учитель 1-а класса Комиссарова О.Н. – урок математики «Слагаемые. Сумма. Сложение и вычитание»,
  • учитель 1-г класса Кокотеева Л.С. – урок математики «Число и цифра 6»,
  • учитель 1-б класса Вовк О.И. - занятие по социокультурным истокам «Солнышко, мама и папа».

Уроки в 1 классах соответствовали требованиям ФГОС. Использовались современные технологии: технология сотрудничества, здоровьесберегающая технология метод проектной деятельности. Сочеталась фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы. Для решения обучающих задач использовался наглядный материал, учителя в течение всего урока создавали хорошую речевую среду для учащихся.

Внеурочное занятие по социокультурным истокам по теме «Солнышко, мама и папа» в 1-б классе показало, что учащиеся Вовк О.И. дружелюбны, открыты и обладают высокой познавательной активностью. Ребята закончили занятие жизнерадостно и активно. На каждом этапе занятия прослеживалась рефлексия деятельности детей. Ведущую роль на занятии занимали учащиеся, а учитель направлял и поддерживал работу детей.

Заместитель директора по УВР МАОУ «Средняя школа №5» Руденко Ольга Владимировна и старший воспитатель МАДОУ «Сказка» Бунина Людмила Викторовна отметили актуальность заявленной темы. Завершением работы семинара стала обсуждение посещённых уроков и занятий. Было отмечено, что цель семинара достигнута, педагоги-участники семинара отметили хороший уровень подготовки мероприятий.