Что такое аутизм?

Расстройства аутистического спектра — это группа сложных расстройств развития мозга. Зонтичный термин охватывает такие состояния, как аутизм и синдром Аспергера. Для таких расстройств характерны трудности социального взаимодействия и коммуникации, а также ограниченный и повторяющийся круг интересов и занятий.

Насколько широко распространен аутизм

Считается, что один ребенок из 160 детей имеет какое-либо расстройство аутистического спектра. Это усредненная оценка, которая варьируется в разных исследованиях. По некоторым недавним оценкам, показатели значительно выше.

Всегда ли люди с аутизмом страдают от умственной отсталости

Уровень умственной деятельности у людей с РАС варьирует в чрезвычайно широких пределах — от тяжелого нарушения функций до превосходных невербальных когнитивных навыков. Около 50% людей с РАС страдают также от умственной отсталости.

Насколько рано можно распознать аутизм у ребенка?

Распознать расстройство аутистического спектра у детей до 12 месяцев сложно, но в возрасте двух лет диагностирование обычно возможно. Характерны задержка или временный регресс в развитии речи и социальных навыков и повторяющиеся стереотипные модели поведения (стереотипии — эпизоды бесцельно повторяющихся действий, движений, слов или отдельных звуков).

Существуют несколько признаков, которые могут свидетельствовать о РАС. Близкие люди должны обратиться к специалистам, если:

  • ребенок не улыбается, не проявляет радости в возрасте 6 месяцев и более;
  • не повторяет за взрослыми звуки, не улыбается в ответ на улыбку;
  • у него нет эмоциональной мимики в возрасте от 9 месяцев;
  • нет лепета в возрасте 12 месяцев;
  • нет обычных жестов: не показывает на что-то пальцем, не тянет руку, чтобы дотянуться или помахать на прощание, в возрасте 12 месяцев;
  • нет никаких слов в возрасте 16 месяцев;
  • нет осмысленных фраз из двух слов (без подражания или повторения) в возрасте 24 месяцев;
  • нет реакции на обращение по имени в возрасте 10 месяцев;
  • были, но «пропали» речь (или лепет) или социальные навыки в любом возрасте.

Как развиваются дети с РАС

Характерные особенности поведения малыша при угрозе формирования син­дрома детского аутизма можно обнаружить, если ребенок пытается дозировать эмоциональный кон­такт, не проявляет активность и инициативу в непосредственном обще­нии.

Слабый эмоциональный контакт

У такого ребенка бывает недостаточно развернут и выражен «комплекс оживления», он не исследует материнское лицо, не имитирует его выражение, не ловит, не отслеживает и не предвосхищает взгляд и эмоциональную реакцию взрослого.

Малыш редко адресует взрослому вокализации (различные звуки), направленный взгляд, а за­тем указательные жесты и первые вер­бальные обращения. Ребенок не стремится поделиться с близкими своим удовольстви­ем и другими ощущениями. Он не всегда или слабо откликается на обра­щение, эмоциональную оценку взрослого.

Таким детям тяжело дается физическое расставание с матерью. Именно в это время становится особенно заметным, что ребенок «не слышит» обращения, не реагирует на соб­ственное имя, не ощущает реальную опас­ность.

Особенности деятельности и речи

В период от 1,5 до 2,5 лет малышу становится сложнее направлять и удерживать внимание на задаче его деятельности в данный момент. У него не развивают­ся подражание и исследовательская актив­ность, не усложняются манипуляции с игрушками.

Становятся все более выражен­ными отставание и своеобразие речевого развития, не направленного на коммуни­кацию; закрепляются характерные стерео­типные движения и действия с предметами.

Появляются и усиливаются тревожность, страхи, дискомфортные состояния, все бо­лее заметны трудности принятия всего но­вого; при этом малыш часто не может пожа­ловаться, принять помощь близких.

Сложности адаптации

О нарушениях в развитии способности к адаптации можно судить по ранней фиксации меха­нических средств аутостимуляции (самораз­дражения, двигательных разрядов и стерео­типной манипуляции предметами), которые и в дальнейшем используются ребенком как для уменьшения дискомфорта, так и для возможности пережить сильное позитив­ное впечатление.

Такая особая сосредоточенность ре­бенка на избирательных сенсорных впечат­лениях начинает мешать развитию ориентации на близкого человека, и без того исходно слабой.

Как проявляются РАС

Проблемы с социальным взаимодействием. Ребенок избегает смотреть в глаза, не умеет показать, что ему нужно (отсутствует указательный жест, вместо него используется рука взрослого), не хочет делиться, не приветствует знакомых, не участвует в коллективных играх.

Однообразные, повторяющиеся интересы, поведение, ритуалы. Если идти в магазин, то одной дорогой. Истерика при попытке сменить маршрут.

Игры неигровыми предметами (например, между куклой и ключами выбирает ключи). Однотипные «упорядочивающие» игры: расстановка предметов по размеру, цвету.

Главенствующая тема интересов. Допустим, это поезда. Тогда школьник будет знать мельчайшие детали про их строение и работу, не умея при этом удержать в голове базовую информацию о мире (например, страна проживания, профессия папы).

Нарушения в общении. Ребенок мало разговаривает, не пытается заговорить со сверстниками на площадке. В школе не отвечает на вопрос учителя, даже если знает ответ, или отделывается односложным «угу». Испытывает сильный дискомфорт при необходимости ответить на звонок, позвонить, задать вопрос продавцу в супермаркете.

Другие признаки

  • Эхолалия (бессмысленное повторение слов за собеседником).
  • Снижение чувствительности к боли.
  • Стереотипии (регулярно повторяющиеся движения, звуки).
  • Самостимуляция в различных формах: накручивание волос на палец, кусание себя, выкрики, ковыряние в носу, верчение брелока.
  • Самоповреждение; снижение чувства самосохранения; невозможность понимать социальные сигналы.
  • Непонимание переносного смысла, иронии, намеков.
  • Невозможность изменять свое поведение в зависимости от ситуации.
  • Избирательность в еде, проблемы с приемом пищи.
  • Сложности с засыпанием.
  • Приступы агрессии, гнева.
  • Гиперактивность. Снижение концентрации.
  • Неумение проявить эмпатию, понять чувства другого человека по тону, выражению лица, позе.