Инклюзивное образование
Инклюзивное (франц.inclusif- включающий в себя, от лат.include- заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. (ЮНЕСКО) В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Принципы инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Дети и молодые люди, которые нуждаются в ИНКЛЮЗИВНОМ образовании, могут иметь или не иметь ИНВАЛИДНОСТЬ. Но в любом случае, они имеют ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, которые требуют изменения и некоторой перестройки педагогического подхода к ним, а также, возможно, вспомогательное оборудование. В Законе об образовании такие дети названы детьми с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ), в специальной литературе – дети с ограниченными возможностями, со специальными потребностями. Главное, что они не обязательно должны иметь установленную инвалидность, чтобы на них распространялось понятие ИНКЛЮЗИВНОЕ образование.
Основная задача инклюзивного образования - создание доброжелательной и доступной среды, позволяющей обучающимся получать знания, в максимальной степени реализовать собственные возможности в постановке и достижении жизненных целей.
Полезные ссылки
- Нормативно-правовая база инклюзивного образования. Институт проблем инклюзивного образования
- Инклюзивное образование в России
- Любовь Ковешникова: "Мы продолжаем развивать инклюзивное образование"
- Инклюзивное образование. Администрация г. Когалыма
Нормативно-правовые документы
-
Положение о СО
-
помощь детям в ОО
-
в МАОУ СОШ №7
-
Об организации работы по созданию центров ППМС
-
О коррекционном и инклюзивном образовании детей
-
Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности
-
Государственная программа РФ Развитие образования на 2013-2020 годы
-
Государственная программа РФ Доступная среда на 2011-2015 годы
-
в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
-
О государственной программе ХМАО-Югры "Доступная среда в ХМАО-Югре на 2014-2020 годы"
-
Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре
-
в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма (МАОУ СОШ №7) (в новой редакции от 29.08.2016 № 551)
-
обучающимся в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма (МАОУ СОШ № 7), а также инвалидам из числа родителей (законных представителей) обучающихся
-
обучающихся с задержкой психического развития МАОУ СОШ № 7