Доступная среда

 ​


«Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб». 


    Владимир Путин



Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году. Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. 

 Задачи организации доступной среды в рамках школы:

- развитие  инклюзивного образования;

- создания безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов;

- создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;

- формирование доступной среды.

Официальный сайт государственной программы «Доступная среда»


Одним из приоритетов социальной политики Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, является реализация комплекса мер, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности - в целях повышения уровня и качества их жизни.   

Согласно образовательной политике Российской Федерации «Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…».

Доступная (или безбарьерная) среда в широком смысле — это среда, которая создает легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Понимая проблемы инвалидности, доступная среда — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.

Поэтому функциональная задача образовательной организации – найти способы решения обеспечить ту самую «безбарьерную, доступную среду».


Инклюзивное обучение

Инклюзивное обучение - это обучение (воспитание) в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с задержкой психического развития, с тяжелыми формами нарушения речи, дети-инвалиды и т.д)  и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений в классе.

Инклюзивное обучение в образовательных учреждениях является приоритетным по сравнению с обучением в специальном образовательном учреждении. Обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья без интеграции (на домашнем обучении или в специальном образовательном учреждении) может быть предложено лишь при невозможности создания специальных условий для интеграции или при выборе родителями (законными представителями) иных форм организации образовательного процесса.

Инклюзивное обучение организуется посредством совместного обучения (воспитания) лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, в одном классе (группе) образовательного учреждения общего образования.

В ходе обучения детям с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные условия обучения/воспитания в соответствии с потребностями ребенка и заключениями ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). С учетом психофизиологических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются индивидуальные учебные планы, включающие график обучения для данного лица, учебную нагрузку, сроки освоения им образовательных программ, его аттестации.


Информация об обеспечении доступа в здание МАОУ СОШ №7 инвалидов и лиц 

с ограниченными возможностями здоровья


Для обеспечения доступа в здание МАОУ СОШ №7 инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья вход в школу оснащен пандусом, соответствующим СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей".  На полотнах дверей наклеена яркая контрастная маркировка, расположенная на уровне глаз.

По вопросам обеспечения доступности  в МАОУ СОШ № 7, а также при наличии замечаний и предложений по этому вопросу можно обратиться к заместителю директора по АХР , рабочий телефон 8(34667)5-13-90, электронная почта sw.hananova@yandex.ru.
По вопросу получения образования, а также при наличии замечаний и предложений по этому вопросу можно обратиться к заместителям директора по УВР, рабочий телефон 8(34667)2-32-63.

В зоне стоянки транспортных средств перед МАОУ СОШ №7 предусмотрено место для парковки инвалидов. 

Предоставление услуг по месту жительства инвалида (на дому): услуги на дому предоставляются (домашнее обучение). 

Организация доступности сайта нашей школы для слабовидящих. На нашем сайте функционирует специальная версия отображения контента, переключаемая нажатием кнопки, расположенной в верхней правой части на каждой странице сайта.  Версия для слабовидящих

Наличие объектов для проведения практических занятий, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. Имеющиеся формы обучения: по индивидуальному учебному плану, при наличии медицинских показаний и соответствующих документов  для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому.

В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. Учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, нет. Практические занятия осуществляются в учебных кабинетах.

Наличие средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности имеются.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Из специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется документ-камера DYMO Mimio View, которую можно использовать при работе со слабовидящими учащимися.

Во время проведения занятий, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины преподавателями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, для информирования родителей имеется сайт школы, электронный дневник. Форма проведения текущей и итоговой аттестации для инвалидов может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, в форме тестирования и т.п.). При необходимости  проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья могут быть приобретены по запросу родителей (законных представителей).

Наличие объектов спорта, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В инфраструктуру школы входит физкультурно-спортивная зона, включающая в себя стадион с футбольным полем и беговой дорожкой, баскетбольную площадку, полосу препятствий. Имеются спортивные залы для проведения уроков по физической культуре, соревнований, занятий спортивных секций. Спортивные залы имеет хорошую материально-техническую базу для выполнения в полном объеме учебных программ, для организации и проведения различных спортивных соревнований. Практические занятия по предмету «Основы знаний в области обороны» в 10 классах проводятся на полосе препятствий. Многофункциональная игровая (спортивная) площадка используется для проведения уроков физической культуры в осенний и весенний периоды. В школе имеются лыжи, лыжные палки и лыжные ботинки. (Школьный спортивный клуб "СПОРТЛАНДИЯ").

Объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, нет.

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В школе созданы условия для организации питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, которое осуществляется КГМПУ «Сияние Севера», на основе гражданско-правового договора на оказание услуг по организации питания детей. В школе имеется столовая на 180 посадочных мест, которая оснащена всем необходимым технологическим оборудованием. Столовая расположена на 1 этаже. Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды. Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в полном объёме 6 дней – с понедельника по субботу включительно. Обучающиеся 1-11 классов получают питание (горячий завтрак) один раз в день, а обучающиеся льготной категории (дети из малоимущих, многодетных семей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья) получают питание два раза в день (горячий завтрак и обед). Питание школьников проходит организовано, согласно установленному графику. Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую. Питание школьников организовано в соответствии с требованиями санитарных норм и «Рекомендованным цикличным меню для предприятий школьного питания». Питание и охрана здоровьяСпециальные условия питания для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организуются по запросу родителей (законных представителей).

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В школе имеются лицензированные медицинский и стоматологический кабинеты, оснащенные стандартным оборудованием. Медицинский кабинет школы имеет горячее и холодное водоснабжение, необходимый перечень оборудования и медикаментов для оказания доврачебной помощи. Медицинское обслуживание в школе осуществляет БУ «Когалымская городская больница. На основании совместного договора в школе работают фельдшер, врач-стоматолог и медсестра; проводится ежегодный профилактический осмотр состояния здоровья обучающихся врачами-специалистами; проводятся плановые вакцинации; витаминизация третьих блюд; осуществляется контроль за соблюдением норм СанПиН.

Совместная деятельность осуществляется в соответствии с планом работы, утвержденным директором школы и заведующей детской поликлиникой. Основными принципами работы является организация профилактических, санитарно-гигиенических и коррекционно-оздоровительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, физического развития, успешное обучение и воспитание детей. Медицинские работники организуют проведение прививок обучающимся, оказание консультативной и неотложной помощи, проводят мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению обучающихся, родителей и педагогического коллектива, проводят мониторинг динамики здоровья обучающихся, организуют профилактические мероприятия в эпидемиологический период распространения гриппа и ОРВИ. В целях профилактики вирусных заболеваний регулярно обрабатываются учебные кабинеты, места массового нахождения обучающихся, бактерицидными облучателями «Дезар», соблюдается воздушно-тепловой режим и режим проветривания. Вакцинация обучающихся школы проходит на основании календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Ежегодно проводится плановый осмотр обучающихся специалистами БУ «Когалымская городская больница»: педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом, дерматологом, невропатологом.

Важным аспектом реализации школьного образования является информационно-просветительская работа. Приоритетными направлениями такой работы в школе стали: рациональная организация учебного процесса (расписание уроков, секций и кружков, протяженность перемен); формирование у обучающихся культуры отношения к своему здоровью, в том числе, освоение навыков правильного питания; использование методик преподавания учебных дисциплин, основанных на здоровьесберегающих технологиях; профилактическая работа по формированию здорового образа жизни; внеурочная занятость детей, организация их досуга, дополнительного образования; просветительская работа с педагогами, учащимися и их родителями; работа Центра Здоровья. Организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. ( Психолого-педагогическая служба школы, Инклюзивное образование)

Специализированные условия охраны здоровья для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.

Наличие библиотек, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В школе функционирует библиотека, являющаяся её структурным подразделением и осуществляющая свою деятельность на основании Положения о школьной библиотеке. Материально-техническое оснащение библиотеки доступно для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Библиотека имеет помещение для хранения учебников, читальный зал, совмещенный с абонементом. Библиотека имеет достаточный для эффективной организации учебной деятельности объем учебников и художественной литературы. Фонд библиотеки составляет 26024 единиц, из них 14896 учебников. Обеспеченность учебниками - 100%. В библиотеке имеются периодические издания для учителей и журналы для детей. Фонд библиотеки укомплектован научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой, периодическими изданиями, учебниками и учебными пособиями, педагогической и методической литературой для педагогических работников. Медиацентр школы располагает большим количеством электронных учебников, тренажеров, учебно-методических пособий.  Специальное оборудование для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в библиотеке отсутствует. В библиотеке школы организован доступ обучающихся к электронным образовательным учебникам (ЭОР по предметам) и информационным ресурсам. Также библиотека оборудована 4 ноутбуками с доступом в Интернет, проектором и экраном, что позволяет проводить различные внеурочные мероприятия.

Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Для обеспечения доступа в здание МАОУ СОШ №7 инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья вход в школу оснащен пандусом, соответствующим СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей".  На полотнах дверей наклеена яркая контрастная маркировка, расположенная на уровне глаз.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Учащимся и сотрудникам обеспечивается доступ к информационно-телекоммуникационным сетям, электронным образовательным ресурсам и информационным системам, в том числе инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет. Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу.

В школе создано единое информационное пространство, 

обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества. Информационная база школы оснащена:

  • электронной почтой;
  • локальной сетью;
  • выходом в Интернет;
  • разработан и действует школьный сайт.

В школе функционирует локальная сеть. Все компьютеры школы соединены в  единую локальную сеть через сервер школы. Тип подключения к сети Интернет - по технологии ADSL, скорость подключения 4 Мбит/с.  Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования участниками образовательного процесса, в том числе инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям инвалидов по зрению и слуху, а также других категорий граждан с особенными возможностями здоровья, не ограниченных в передвижении, осуществляется в соответствии с "Правилами использования сети Интернет в МАОУ СОШ № 7 .

На сайте школы имеется версия "для слабовидящих". Доступ в кабинеты, оборудованные компьютерами и сетью интернет, сложен для лиц с ограниченными возможностями передвижения, т.к. по типовому проекту здания не предусмотрены пандусы, лифты и другие средства. 

В школе работают 2 кабинета информатики в каждом находится по 14 компьютеров и по мобильному классу из 11 ноутбуков.. Договор заключен с ОАО "Ростелеком". Все учебные кабинеты оснащены мультимедийными проекторами и персональными компьютерами, подключенными к сети Интернет. Для безопасности получения и использования информации на всех компьютерах установлена программа контентной фильтрации. (Информационная безопасность, Контентная фильтрация)

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Электронные образовательные ресурсы доступны учащимся и педагогам школы на странице сайта  ​Цифровые и электронные образовательные ресурсы​, а также через Единое окно доступа к образовательным ресурсам и Единая коллекция ЦОР. Электронные образовательные ресурсы, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья могут быть приобретены при наличии необходимости. Доступ к электронным образовательным ресурсам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья возможен при наличии версии для слабовидящих.

Организация безопасности, антитеррористической защищенности и охраны труда всех участников образовательных отношений, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Одним из основных направлений в работе является создание безопасных условий, антитеррористической защищенности и охраны труда всех участников образовательных отношений, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью в школе постоянно проводится работа по совершенствованию материально-технической базы для создания оптимальных условий безопасного функционирования образовательного учреждения:

- школа полностью оснащена средствами пожаротушения;

- здание оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, средствами речевого оповещения и управления эвакуацией;

- сигнализация выведена на пульт пожарной части;

- установлены противопожарные двери, заправлены огнетушители;

- имеются световые указатели запасных выходов, планы эвакуации по этажам;

- установлена тревожная кнопка;

- имеется наружное видеонаблюдение;

- смонтировано освещение территории школы;

- имеется ограждение по периметру территории школы;

- своевременно проводятся замеры сопротивления изоляции.

 ( Школа без опасности, Правила дорожного движения, Противодействие экстремизму и терроризму, Закон и порядок, Родителям и учащимся, Документы (Работа с персональными данными), МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОСНАЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (О проведении специальной оценки условий труда работников МАОУ СОШ № 7))

В школе своевременно и в полном объеме выполняются предписания контролирующих организаций.



Основные документы​

​Конвенция о правах инвалидов​

​Федеральный закон от 3 мая 2012 года №46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"​

​Федеральный закон от 1 декабря 2014 года №419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Ратификацией Конвенции"​

​Постановление Правительства от 17 июня 2015 г. РФ 599 о порядке и сроках разработки мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг​

​Закон о социальной защите инвалидов в РФ​

​Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья​

​Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»​

​Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья""​

​Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 N ВК-452/07 О введении ФГОС ОВЗ (вместе с Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))​

​Письмо от 16 февраля 2015 года № ВК-333/07 Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ​

​О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья​

​Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда"​

​Письмо о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья



Рекомендации для родителей


Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся​

Страничка логопеда​

Курсы для родителей по основам детской педагогики и психологии​